Особенности адаптации детей к школе
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл.) и переход из средней в старшую (10 кл.).
На что нужно обратить внимание учителям первоклассников в этот период?
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он больше времени уделяет общению с одноклассниками, чем учебе, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Рекомендации психолога классным руководителям по осуществлению благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к учебному процессу:
1. Обратить внимание учителям на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего характера по выявленным проблемам.
2. Использовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы с учениками.
3. Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.
4. Развивать кругозор обучающихся не только через систему уроков, но и через систему воспитательных мероприятий.
5. Рекомендовать родителям проведение специальных упражнений дома и проведение профилактического лечения при наличии хронических заболеваний, особенно нервной и сердечно-сосудистой систем.
6. Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
7. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное отношение к учению.
8. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика.
9. Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.
10. Родителей, чьи дети имеют высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.
В чем особенность адаптации пятиклассников?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
1. Проблема адаптации к новой школьной ситуации проявляются, по крайней мере, в трех сферах: адаптация к новому пространству, адаптация к учителям и новому учению, адаптация к классному воспитателю.
Новое пространство. Другой блок школы, переходы из класса в класс, разные парты и т.п. являются полем возможных проблем пятиклассников. Общая регулирующая идея – ориентация ребят в новом пространстве, например, в форме «Первосентябрьского путешествия». Есть особенные ребята, для которых эта проблема острее, - им не комфортно за новой партой, они запутываются в кабинетах, они ригидны: сила привычки, привычность – одна из главных их особенностей. Такие ребята, конечно нуждаются в особой поддержке в первое время. Причем эта поддержка должна носить характер не столько заруковождения, сколько демонстрации теплой заинтересованности: «Ну, как тебе? Привыкла? Запомнила? Нашла место для сумки?»
Вторая сфера адаптации – учителя и учебные предметы. Любопытство и тревога – два главных состояния пятиклассника в отношении новых учителей. Тревога чаще всего следствие неопределенности. Уменьшить эту неопределенность главная задача классного воспитателя. Для этого можно предложить такую идею – предварительное знакомство (очное в форме классного часа или заочное – в форме рассказа классного воспитателя об учителях); важно, чтобы это знакомство открывало ребятам новых учителей не только как предметников, а с их человеческими интересами и позитивными особенностями.
Установление отношений класса с классным руководителем имеет две пересекающиеся линии – это создание благоприятных возможностей классу узнать побольше о своем классном наставнике и проявление воспитателя как организатора и участника совместной интересной деятельности. Возможные узнавания воспитателя – интервью с ребятами, ответы воспитателя в общей анкете, рассказ воспитателя о себе на «круге знакомств» и пр.
2. Проблема отношений в классе.
Основная проблема отношений в пятом классе – переход от норм отношений , задаваемых учителем (особенно, если учитель начальной школы специально, целенаправленно этим занимался) к нормам, рожденным в детском, подростковом сообществе. Пятый класс – очень благоприятная почва для развития дружеских отношений , если классный руководитель работает двумя способами – через свой авторитет и через организацию совместной деятельности и общения.
Пути такой работы
-
Выработка групповых, классных норм общения, поведения, отношений. Например, в форме выработки классных заповедей, правил, законов, девизов на год. Важно, чтобы эти заповеди объединялись, символизировались каким-то другим, привлекательным лозунгом-образом: «Наш дружный экипаж», «Наша замечательная команда» и т.п.
-
Разнообразие форм и содержания совместной деятельности позволяет менять ребятам роли, позиции, «должности». Закрепление отношений совместными делами, организация отношений через создание взаимодействий в деятельности. Помнить: в пятом классе путь от совместной деятельности к отношениям – самый короткий.
-
Поощрение, поддержка идеи дружбы, как общей ценности. Дружность, дружественность использовать как критерий в оценке совместных дел (были ли мы дружны?), как фокус в обсуждении острых ситуаций (как в этом случае поступают дружные люди?), как форму представленности коллектива для других (покажем, что мы дружные ребята!).
3. Проблема лидерства.
Скрепляющими узлами отношений в классе являются лидеры, лидерство. Какие пятиклассники имеют больше шансов стать классными или групповыми лидерами? Те, кто ведут себя справедливо в отношении одноклассников, те, кто заняты взрослой деятельностью (напр. танцы, борьба), те, кто имеет явные достижения в ценимых деятельностях (спорт, может быть и учение), те, кто ближе к источникам взрослой информации, важной для пятиклассников (читает молодежные журналы, интернет), те, кто имеет близких друзей старшего возраста; те, кто физически сильнее (для мальчиков), модно одевается (для девочек), ярче выражает свое отношение к конкурирующей группе (например, девочки, энергично демонстрирующие неприятие мальчиков). У разных лидеров, в разных классах ведущим может быть то или иное основание для лидерства. Фактически все эти основания могут быть и положительными, и отрицательными с точки зрения педагогического взгляда.
Можно говорить о трех политиках в работе воспитателя. С «положительными» лидерами дружить и приближать к себе. С «отрицательными» - поддерживать отношения и пытаться сменить отрицательный знак на положительный (например, в лидере по силе подчеркивать возможность защиты слабых). Но самая перспективная линия по лидерству – увеличивать их количество! Воспитательный идеал – не один сильный положительный лидер в классе, а много разных лидеров.
Путь создания множества лидеров – прежде всего разнообразие деятельности, дел, позволяющих проявиться разным ребятам (в том числе дела, специально выстроенные под возможного кандидата в лидеры).
4. Проблема культуры поведения.
В пятом классе происходят разрушения (иногда стремительные) навыков школьного поведения, привитых начальной школой. И это закономерно. На смену поведению, идущему от требований учителя, вступает двухслойное поведение – идущее как от школьных требований, так и от групповых подростковых норм. Но это последнее, как правило, в пятом классе только зарождается. В поведении пятиклассников происходят два процесса: выбор групповых норм, на которые пятиклассник ориентируется (это процесс привычный) и становление своего, «непохожего», индивидуального стиля поведения.
Работа педагога с групповым поведением может иметь такие линии:
-
Выбор общих норм, правил поведения (см. «отношения в классе»);
-
Групповое, коллективное обсуждение (но не осуждение!) острых поведенческих ситуаций;
-
Цикл занятий, классных часов игрового характера по навыкам публичного поведения.
5. С самооценкой в младшем подростковом возрасте происходят проблемные события.
Главный источник самооценки в начальной школе – мнение, оценки учителя. Этот источник в пятом классе сохраняется, но теперь учителей много, и их оценки могут быть чуть ли не противоположные. Но начинает серьезно действовать и второй источник самооценки – мнения, суждения сверстников, как школьных, так и во дворе. Причем, значимыми чаще всего являются не мнения сверстников вообще, а ребят своего пола.
Следствие всего этого:
-рост числа неадекватных (заниженных, завышенных) самооценок;
-рост числа противоречивых (в чем-то высоких, в чем-то низких) самооценок.
Работа с самооценкой – это тонкая педагогическая работа. В основе ее – обратная связь, информация об учениках, проявлениях подростка со стороны авторитетных взрослых и значимых сверстников. В работе классного руководителя возможны такие способы влияния на самооценку:
-
индивидуальные разговоры, обсуждения со школьником его достижений, отношений (помогает, только если взрослый авторитетен для подростка);
-
групповая работа, но не в лоб, с этим школьником, а как занятия, близкие к психологическому тренингу, в котором ребята узнают о себе, оценивают себя через специальные психологические упражнения, задания;
-
создание ситуаций публичного успеха, достижений.
6. Проблема нового класса
В первые недели (месяцы – уже опоздание!) в новом классе необходимо решить две взаимосвязанные задачи – взаимоузнавания и первоначального сплочения. Взаимоузнавание должно носить подчеркнуто позитивный эмоциональный характер. Возможные формы: «Круг знакомства», интересная анкета с публично поданными результатами, классная стенгазета «Здравствуйте!»… очень важно, чтобы в этот процесс взаимоузнавания руководитель был включен не только в своей педагогической ипостаси, но и в человеческой.
Направление и результат первоначального сплочения класса – складывание «чувства МЫ». Пути: первоначальный опыт совместной, обязательно интересной, удавшейся деятельности и символизация «МЫ» (эмблемы, значки, правила и т.п.). Фиксацией окончания этого этапа может быть дружный праздник рождения класса в октябре (не позже!) с соответствующими поздравлениями от администрации, параллельных классов, родителей и т.п.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся десятых классов
В ваших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе
-
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
-
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
-
Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
-
Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.
раскрыть » / « свернуть